Мой сад 0

Растения в интерьере

«И только аромат цветущих роз –
Летучий пленник, запертый в стекле,
Напоминает в стужу и мороз
О том, что было лето на земле.»
У. Шекспир

На протяжении всего эволюционного развития человек неразрывно связан с растительным миром. Жизнь человека связана с природой, особенно с растениями. Постепенно люди стали рассматривать растения как предмет искусства и начали украшать ими свои дома.

Интерес человека к использованию растений в доме и интерьере особенно возрос с открытием новых земель в субтропическом и тропическом регионах. Красивые экзотические растения с неопадающими листьями начали завозить в европейские страны и выращивать в искусственных условиях. Для этого строили специальные помещения, в которых поддерживали положительную температуру. В первые годы предпочтение отдавали выращиванию цитрусовых, поэтому такие помещения получили название «оранжереи» (фр. Orange-апельсин).

Интродукция тропической растительности для выращивания в оранжереях привела к созданию роскошных зимних садов при дворцах монархов и светской знати. Путем подбора растений, составления из них композиций, а также устройством фонтанов, водоемов, содержанием экзотических и певчих птиц стремились имитировать богатую тропическую природу. Зимние сады служили местом отдыха и развлечений для знатных и богатых людей.

Давно известно о развивающем кругозор и психо-эмоциональную сферу психотерапевтическом воздействии комнатных растений. Созерцание наших «зеленых питомцев» и уход за ними не только успокаивают, снимают стресс и накопившуюся за день усталость, но и обостряют чувство жизни, помогают другими глазами взглянуть на мир и на бытовые проблемы. Особенно острую потребность в повседневном созерцании живой зелени испытывают жители северных широт. За слякотную осень и долгую темную зиму глаза устают от монотонности пейзажа. В это время года вид домашних растений «освежающе» воздействует на весь организм.

Взаимодействие человека и растений – это сложный процесс, оказывающий многостороннее положительное влияние на здоровье. Растения даже самого миниатюрного зимнего сада – домашнего цветника значительно улучшают микроклимат дома. Комфортная для растений температурно-влажностная среда- это идеальные условия для людей.

Зимние сады

Неизвестно, кому первому пришла мысль украсить жилище цветами, но уже древние люди изображали животных и растения на стенах пещер. Первые сведения о декоративных растениях относятся к 5-6 тысячелетию до нашей эры; по археологическим данным, с глубокой древности люди использовали цветы для украшения храмов и дворцов. На протяжении всего эволюционного развития человек неразрывно связан с растительным миром.

Зимние сады появились в глубокой древности. Уже древние римляне не только украшали свои дома цветущими растениями в кадках, подвесных горшках и корзинах, но и строили крытые слюдой обогреваемые теплицы, в которых комфортно себя чувствовали растения, привезенные из дальних южных стран. Первые остекленные оранжереи появились в начале XVII века в Англии.

В России история зимних садов насчитывает несколько столетий. «Под именем оранжерей подразумеваются здания, построяемые для содержания и воспитания иностранных растений, которые без помощи искусством произведенной теплоты здешней зимней стужи перенести не могут»,- таково старинное определение русского зимнего сада по В. Далю. Это была затея богатых и знатных людей, отличающихся любовью к красивым растениям. У графа П.Б. Шереметьева в усадьбе Кусково была одна из лучших российских оранжерей. Он трепетно относился к растениям и, если какое-нибудь из них заболевало, призывал лучших садовников.

У князя Н. Б. Юсупова также была обширная коллекция оранжерейных растений. По свидетельству А. И. Герцена, князь собирал «растения со всех частей света и заставлял их утешать себя на севере». Садами Юсупова, у которого в садовниках был знаменитый Федор Тяжлов, восхищался Пушкин.

Вообще оранжерейное искусство, как и садовое, процветало в России в XIX веке. Редкий помещик не имел своей оранжереи, редкий интерьер не был украшен заморскими растениями. Это были именно домашние сады.

Следующий рисунок – гравюра 1845 год, это зимний сад в Мариинском дворце.

Зимний сад – это наиболее совершенная и самая сложная в архитектурном, инженерном и художественном отношении форма озеленения интерьера.

У знаменитой русской балерины М. Ф. Кшесинской к особняку был пристроен эркер с зимним садом, архитектор А. И. фон Гоген 1904 – 1906г.

Виды зимних садов бесконечно разнообразны, и каждый зимний сад, как и любой живой организм, неповторим. Бывают декоративные сады, «плодовые» сады, сады, имитирующие лес или пустыню, сады- цветники, различные водные сады – сады кувшинок и лотосов, аквариумные сады, сады-водопады и т. д. Строго говоря, настоящий зимний сад можно создавать только в специальных помещениях оранжерейного типа- при ботанических садах. Имеющиеся и создаваемые при оформлении интерьера крупных административных и общественных зданий зимние сады правильнее рассматривать как фрагменты зимнего сада, хотя они могут быть выполнены в виде единой эстетической и функциональной композиции. При создании зимнего сада необходимо принимать во внимание гармонию растений с инженерными и архитектурными элементами помещений и строительными материалами. Помещение для них должны быть просторны и хорошо освещены. Это достигается остеклением крыш, пристройкой к домам оранжерей, застеклением стен.

Особняк М.Ф. Кшесинской

Эркер с зимним садом. Архитектор А.И. фон Гоген 1904-1906гг.

Вашему вниманию представляется история одного зимнего сада в центре Санкт-Петербурга. Этому особняку и пристроенному к нему зимнему саду судьба была более благосклонна, чем к его хозяевам…

Особняк Н. В. Спиридонова

Хозяин особняка Николай Владимирович Спиридонов родился в 1851 году, а в 1877 окончил Военно-юридическое училище, после чего был прикомандирован в распоряжение Главного Военно-Ссудного управления. Затем был переведен на службу в канцелярию статс-секретаря, где служил при принятии прошений на высочайшее имя. Через девять лет усердной деятельности высочайшим приказом коллежский советник Н. В. Спиридонов был назначен попечителем детского приюта при петербургской церкви Св. Мефодия, находившейся на Суворовском проспекте. Одновременно он исполнял служебные обязанности в министерстве Земледелия и государственных имуществ.

За свою чиновническую деятельность Н. В. Спиридонов был награжден несколькими «штатскими» орденами – Святого князя Владимира 4-й степени, Св. Анны 2-й и 3-й степеней, Св. Станислава 2-й степени. Вся его карьера была связана с попечительской деятельностью и развивалась достаточно успешно, позволив Н. В. Спиридонову продвинуться за 24 года от коллежского секретаря до действительного статского советника. Имея этот чин и орден Св. Владимира 3-й степени, Н. В. Спиридонов получил возможность подать прошение о возведение в потомственное дворянство, которое ему и было в 1906 году даровано с правом на внесение в третью часть дворянской родословной книги и родовой герб.

Рисунок герба Спиридонов сочинил сам: герб изображал льва с горящим факелом на черном поле; щит, увенчанный короной с рыцарем. «Лев символизирует силу и энергию,- писал он в «Объяснении моего герба», – светоч (факел) изображает просвещение. Рыцарь в нашлемнике изображает доблесть и свидетельствует о том, что предки мои были военными. Эмблемы эти я выбираю как соответствующие моему девизу – «Сила в свете и доблести» – и главной моей деятельности, направленной на просвещение».

В 1895г. коллежский советник Николай Владимирович Спиридонов приобрел на Фурштатской ул. небольшой земельный участок с деревянным одноэтажным домом, хозяйственными службами и садом. Скромная постройка не соответствовала уже достаточно престижному в конце 19 в. району Петербурга, да и самому владельцу хотелось иметь аристократический особняк, который бы не выпадал из ряда соседних домов.

В поисках архитектора для будущего особняка Н.В.Спиридонов обращается в Петербургскую Академию Художеств, тогдашний центр архитектурной мысли. Там ему порекомендовали маститого архитектора А.Н.Померанцева (1849-1918), знаменитого своими Торговыми рядами на Красной площади в Москве (ЦУМ). Ему принадлежит основная конструктивная идея особняка. Продолжил проектирование архитектор И.С.Китнер (1839-1929). Он придумал соорудить висячий зимний сад между домом и служебным флигелем.

Закончил отделку дома известный архитектор Академии Художеств В.Ф.Свиньин (1865-1939), автор Этнографического музея на площади Искусств в Петербурге.

Несмотря на некоторые инциденты при строительстве, связанные с частой сменой архитекторов, дом вышел красивым и удобным. Фасад в духе модной в конце века эклектики декорируют элементы немецкого классицизма, ренессанса и барокко. Он выглядит пышно, но при этом строго симметричен. Центральный ризалит украшает широкий балкон, на который выходят стеклянные двери из просторного Танцевального зала. Первый этаж выделен рустом, на втором – изящные колонны и нарядные наличники. Балкон поддерживают курьезные фигуры атлантов.

Особняк Спиридонова имеет мастерски продуманную планировку дворцового типа. Парадные гостиные с Танцевальным залом в центре располагаются вокруг объема главной лестницы. Благодаря двум особым узловым переходам, примыкающим к углам лестничного объема, весь особняк просматривается насквозь. На втором этаже – традиционная для богатого дома анфилада парадных помещений. В их оформлении применены декоративные элементы основных исторических стилей: роскошный Ренессанс, высокий классицизм, изящное рококо и даже живописный мавританский стиль. Привлекательным и уютным дом делают мраморная отделка интерьеров, наборные паркеты, живопись, зеркала, изразцы, богатая лепка. Он построен для семейной жизни со скромными домашними праздниками – именинами и детскими елками, просто с тихими вечерами у камина – и это чувствуется при входе. Широкая беломраморная лестница ведет со II этажа на I, в жилые комнаты. Здесь находились спальни, детские, гардеробные и ванные. Подвальный этаж использовался в хозяйственных целях.

После примерно двухлетнего строительства семья Спиридонова торжественно въехала в новый дом, где его хозяин прожил до самой смерти в 1914 году.

Потом домом владела вдова, Мария Афанасьевна (урожденная Вилинбахова) вместе с дочерью Марией, вскоре выданной замуж за гвардии штаб-ротмистра Кирилла Владимировича Кушелева, состоявшего в распоряжении военного министра. Сын Н. В. Спиридонова, Владимир, служил в лейб-гвардии кирасирского полку. Судьба детей Н. В. Спиридонова после Октябрьской революции неизвестна. По некоторым данным, Мария Афанасьевна была расстреляна в 1917 году.

Семья Спиридоновых владела домом до 1916г. Затем он был продан купцу I гильдии Меликову И.А., а сразу после 1917г. в особняке разместился детский дом. С середины 20-х гг. и почти до самой войны здесь располагался институт, готовивший зубных техников.

С 1956г. – Ленинградское отделение Всероссийского общества культурных связей с зарубежными странами. Уникальная ценность интерьеров особняка требовала серьезной реставрации. Поэтому в 1983-84гг. по решению Государственной инспекции по охране памятников мастера Научно-производственного объединения “Реставратор” с большой любовью и старанием провели работы, после которых залы и гостиные Дворца обрели свой первоначальный вид.

Архитектура особняка, парадная отделка гостиных, нежность расцветки Торжественного зала как нельзя лучше располагали к проведению ритуала имянаречения. 5 ноября 1965г. в бывшем особняке Спиридонова открылся Дворец торжественной регистрации новорожденных “Малютка”. В настоящее время в зале Дворца в свободное от регистраций время проходят вечера классической музыки, небольшие детские праздники и представления. Зимний сад все также выполняет свои функции, чем привносит еще более парадное настроение при регистрации младенцев.


После периодических восстановок и реконструкций, оранжерея на втором этаже особняка все также привлекательна. В зимнем саду могут сфотографироваться все желающие. Молодые родители пытаются запечатлеть радостные минуты, на фоне буйно разросшейся зелени декоративных тропических растений. Здесь регистрировал своих детей и президент В.В. Путин.


Площадь зимнего сада около 80 кв.м. Озеленение выполнено с использованием натурального и искусственного растительного и строительного материалов.

Коллектив Дворца регистрации рождений старается поддерживать зимний сад в надлежащем виде. Периодически проводятся мелкие реставрации и постоянно – уход за садом.

Все, наверное, помнят это панно, выполненное на оштукатуренной с использованием опилок стене. Оно создано одним питерским художником еще в советское время. Название никто уже не помнит, но что-то связанное с матерью-природой.

Сотрудники «Малютки» также бережно сохраняют и это произведение искусства.

Отправьте заявку и мы свяжется с вами
Отправьте подборку и мы свяжемся с вами
Отправьте заявку и мы свяжется с вами
Сакура


Спасибо, мы свяжемся с вами в ближайшее время
logo


Ошибка отправки,
попробуйте позже