Мой сад 0

Сакура для России

Символ «цветущая сакура», пришедший к нам из Японии, многозначен.
Помимо прочих значений, есть такие, как «чистота помыслов, постоянство в делах».

 

В нынешнем году на фестивале «Императорские сады России» совместно с московской компанией «Вишневый садъ» заняла первое место в номинации «Композиция на заданную тему», представив масштабный проект «Русское палладио», впечатливший и жюри, и зрителей.

«Русское палладио»

Поиски собственного стиля в ландшафтной архитектуре – основа развития успешного предприятия, работающего в этой области. Культура создания садов и парков развивается в России со времен Петра I. После его путешествий по Европе происходит закладка Летнего сада, во многом это была культура подражания Европе – Голландии, Франции, Англии. Хотя корни у всех общие – Древняя Греция и Рим. Но русская земля, ее нравы и обычаи накладывали свой неповторимый отпечаток на все то, что бы ни происходило на ней. Именно поэтому сегодня, когда ландшафтная архитектура в нашей стране становится особым искусством, важным видом экономической деятельности, отечественные ландшафтные архитекторы стараются все более и более опираться на историческую основу.

Была ли в России оригинальная ландшафтная архитектура? Каковы ее образцы?

– Безусловно, в старой России есть прекрасные образцы, как бы сегодня сказали, ландшафтного дизайна. Это наши дворцовые и усадебные комплексы, – говорит генеральный директор компании «Сакура» Алексей Валентинович Лодыгин. – Сегодня мы оглядываемся назад в прошлое и видим, насколько гармонично и в то же время практично (хозяйственная часть, сад и т.д.) выглядели великокняжеские дворцы и усадьбы вельмож, как им удавалось вписывать усадьбу в ландшафт, как незаметными штрихами, невидимыми непрофессионалу, они превращали природный пейзаж в рукотворный, при этом не терялось чувство первозданности и нетронутости природы. Этим нельзя не восхищаться. Наши усадьбы – явление уникальное и неповторимое. Ведь они создавались на русской земле, в окружении русской природы, которая и до сих пор отличается бесконечным разнообразием форм и красок. В отечественном культурном наследии русской дворянской усадьбе принадлежит особое место. Без внимания, понимания и любви к этому явлению нет и не может быть понимания отечественной истории, любви к родине. Русские усадьбы – емкое понятие. Изучая их, мы изучаем все процессы, происходившие в истории и культуре России в XVIII–XIX веках.

Усадьба – это уникальный центр экономической, политической и культурной жизни России. Это те «ядра», которые определяли прочность государства Российского.

Мы видим в русских усадьбах регулярную и пейзажную планировку, обязательное присутствие плодового сада (Эдема). Широкое распространение получили оранжереи, где произрастали экзотические южные растения, где выращивали персики и абрикосы и даже землянику к Рождеству. В хозяйственной части были конюшни, птичники, кузня, погреба и все остальное, необходимое для полноценной жизнедеятельности. Усадьба обеспечивала себя полностью сама.

К сожалению, большинство наших старинных поместий находится в забвении. Они либо разрушены вовсе, либо в течение века использовались не по назначению.

Однако все меняется. Сейчас настал такой момент, когда некоторые люди созрели до понимания. Понимания того, что коттеджный поселок – это благоустроенное общежитие, понимания того, что место, где стояла усадьба, пропитано историей. Это чувство можно сравнить с тем чувством, что мы испытываем, стоя перед полотнами великих художников, – чувством сопричастности.

Расскажу подробнее об одном проекте. Наша компания уже не первый год работает на возрождении усадьбы Новое в Тверской области. Она находится на высоком берегу Волги, в семи километрах от прекрасного города Старица, где сохранились архитектурные памятники XIII века. Это удивительные места и в природном отношении. Не случайно в середине XVIII века один из знатных сановников, приближенных императрицы Елизаветы Петровны, Петр Романович Чоглоков стал строить там усадьбу. Был создан дворцово-парковый ансамбль в барочном стиле, с роскошным парком. После кончины Чоглокова поместьем стали владеть другие люди, а уже к концу XIX века этот замечательный архитектурно-парковый ансамбль стал приходить в запустение. К началу XX столетия уже трудно было предположить, что когда-то здесь было множество сооружений: главный дом с домовым храмом, оранжерея, два плодовых сада, несколько прудов, разделенных плотинами. Регулярная часть была представлена восьмью террасами, спускавшимися к Волге, на одной из террас стояла большая каменная ротонда. С парадной стороны курдонер в центре украшал роскошный сиренгарий. Это и многое другое стало проясняться после трех лет археологических раскопок.

Мы работаем в тесной связи с московской компанией «Вишневый сад» и национальным фондом «Возрождение русской усадьбы». И проектное бюро «Вишневый садъ», и фонд считают основой своей деятельности возрождение такого явления, как русская усадьба, в продвижении в современное российское общество знаний и представлений об усадебной культуре. В этом смысле мы единомышленники, поскольку «Сакуре» тоже очень близки идеи возрождения русской культуры. Если говорить о единомышленниках, то не могу не сказать о руководителе нашей археологической экспедиции – Алексее Маратовиче Салимове, известном археологе, историке, искусствоведе, знатоке Тверского края. Он живет историей края, очень трепетно и уважительно относится к каждой находке.

Впереди много работы. Например, еще не определили, кто же был автором этой усадьбы, это мог быть и Растрелли. Сейчас мы трудимся над консервацией и оформлением руин. Реконструирован алтарь в домовой церкви, а также погреб.

У нынешнего хозяина усадьбы Сергея Колтовича большие планы, связанные с этим местом: это строительство гостиницы, организация сельхозпроизводства. Усадьба Новое может стать также замечательным местом для проведения различных конференций, артистических и музыкальных вечеров.

Не случайно на фестивале «Императорские сады» наша компания «Сакура» представила проект «Русское палладио». (Он получил хорошие отзывы не только у специалистов, но и у многих посетителей фестиваля.) В основу нашей концепции были положены те же принципы, что и в старинных усадебных комплексах: Новое, Знаменское-Раёк в уже упомянутой Тверской губернии, усадьбы Ярославской, Тульской губерний и хорошо известные петербуржцам – Марьино в современном Тосненском районе, императорский дворец в Павловске.

Своим проектом на фестивале мы хотели привлечь широкое внимание к проблемам восстановления усадеб, к традиционному укладу русской сельской жизни. Наш проект показывает и возможности строительства новых усадеб по тем принципам, которые отрабатывались в России столетиями. Общий планировочный подход очень тесно связан с влиянием стиля «палладио» на формирование русских усадеб. Гармония упорядоченности и гармония естественности – эти принципы лежат в основе парков палладианской эпохи. Андреа Палладио –великий итальянский архитектор XVI века, он проектировал виллы для итальянских аристократов. В этих проектах природа и архитектура неотрывны друг от друга. Позднее этот стиль очень действенно использовали архитекторы, в том числе при строительстве российских поместий.

Постоянство в делах

Создавая свою компанию десять лет назад, специалисты «Сакуры» организовывали предприятие, выполняющее полный комплекс работ по благоустройству и озеленению приусадебных участков и городских территорий.

– Восстановление или строительство нового сада парка требует профессионалов разных направлений, – отмечает А.В. Лодыгин. – Вот почему у нас в компании трудятся ландшафтные архитекторы, дизайнеры, геодезисты, дендрологи, агрономы и инженеры. Ведь порой приходится воплощать в жизнь самые неожиданные идеи. Сейчас, например, мы работаем на восстановлении недавно сгоревшего храма Нептуна в парке Монрепо. Парк расположен на берегу Выборгского залива. В усадебно-парковый ансамбль конца XVIII – начала XIX века входят памятники деревянной архитектуры классицизма и пейзажный скальный парк романтического стиля. Деревянный павильон «Храм Нептуна» был создан в парке в 1806 году. В середине XX века он горел, однако больше десяти лет назад был восстановлен при помощи финских организаций. Сегодня мы должны приложить усилия для того, чтобы восстановленная часть парковой территории и сам павильон вновь украшали неповторимый северный парк «Монрепо».

Есть проекты и вполне современные, например проектирование промышленных площадок компании «Балтимор» в Санкт-Петербурге и Краснодаре, «Гагарин-парк» в Московском парке Победы Санкт-Петербурга и проектирование спортивных площадок в поселке Лесколово Всеволожского района Ленинградской области. Отмечу и нашу работу в Луге – благоустройство сквера перед железнодорожным вокзалом.

Для реализации больших идей, связанных с возрождением и созданием садов и парков,

нужен посадочный материал. Наша компания имеет тепличное хозяйство в Пикалево, организует питомник в Лужском районе (выращивание декоративных кустарников) и в деревне Заневка Всеволожского района (доращивание растений в открытом грунте). Впрочем, пока основа для наших проектов – это питомники Европы, мы сотрудничаем с ними и учимся у них. Мы, как когда-то Петр, постигаем все заново.

…Символ «цветущая сакура», пришедший к нам из Японии, многозначен. Помимо прочих значений, есть такие, как «чистота помыслов, постоянство в делах». Мы стараемся следовать этим принципам в любой работе, понимая, как важны сегодня для нашей страны – России – забота о природных пейзажах, восстановление исторических садов – усадебных и монастырских, создание современных скверов и парков в больших и малых городах, да и просто формирование вкуса у наших людей. История оставила нам много прекрасных памятников ландшафтной архитектуры, нам есть чему поучиться у прошлого России, чтобы воплощать свои знания в будущем.

Отправьте заявку и мы свяжется с вами
Отправьте подборку и мы свяжемся с вами
Отправьте заявку и мы свяжется с вами
Сакура


Спасибо, мы свяжемся с вами в ближайшее время
logo


Ошибка отправки,
попробуйте позже